выкладываю шапку для таблицы и список литературы
Психология развития
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться22011-02-11 17:14:44
Психология развития: Итоговая таблица
На основе изучения литературы согласно реферированному списку составить таблицу, в которой суммируются полученные знания о специфике развития на каждом из онтогенетических этапов.
Возраст и его границы Возраст и его границы Возраст и его границы Возраст и его границы и т.д.
Показатели физического развития
Показатели когнитивного развития
Показатели развития отношений
Показатели развития личности и самосознания
Показатели эмоционального развития
Показатели развития, специфичные для данного возраста
Основные факторы риска развития
Поделиться32011-02-11 17:15:21
Психология развития
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Тема: “Онтогенез психики как предмет психологического изучения”
О предмете возрастной психологии:
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. С. 266-275 (“биологический” возраст и периодизация развития индивида); 360-365 (движущие силы развития личности); 366-374 (психологический возраст и периодизация развития личности).
2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 15-26 (возрастная психология как теоретическая основа консультирования по проблемам детского развития).
3. Кон И.С. Возраст и возрастные категории // Психология возрастных кризисов.: Хрестоматия / Составитель К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 2000. С. 36-99.
4. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство “Питер”, 2000. С. 15-35.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 7-24.
О методах возрастной психологии:
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М.: Издательский центр “Академия”, 1998. С. 21-37, 42-53, 56-62, 64-79 (анкета, контент-анализ, самонаблюдение, наблюдение, эксперимент).
2. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки: Пер. с англ. М.: Смысл, 2000.
3. Валлон А. Психическое развитие ребенка.: Пер. с фр. М.: Просвещение, 1967. С. 19-38 (принципы и методы изучения ребенка).
4. Детская практическая психология: Учебник: Под ред. проф. Т.Д.Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. С. 13-17 (тесты интеллекта).
5. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Ч. 1. М.: Генезис, 2001 (личностные и интеллектуальные тесты).
6. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
7. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство “Питер”, 2000. С. 35-57 (принципы организации и методы эмпирического исследования развития).
8. Лешли Д. Работа с маленькими детьми. М., 1991. С. 11-67 (наблюдение).
9. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988 (кросскультурные исследования).
10. Михал Вл. Диагностическое интервью // Альманах психологических тестов. М.: “КСП”, 1996. С. 389-398.
11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 25-31 (формирующий эксперимент).
12. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Под ред. Б.М.Бим-Бада, О.Е.Кошелевой. М., 1998.
13. Равич-Щербо И.В. Метод близнецов в психологии и психофизиологии // Проблемы генетической психофизиологии человека: Под ред. Б.Ф.Ломова, И.В.Равич-Щербо. М., 1978. С. 22-45.
14. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности.: Пер. с нем. М: Мир, 1994. С. 191-201 (кросскультурные исследования).
15. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. С. 61-110 (социометрия).
16. Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухматулина Е.А. Природа индивидуальных различий. М., 1991. С. 108-125, 138-173 (близнецовый метод).
17. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
Тема: “Основные теоретические модели онтогенеза психики”
Краткий обзор:
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство “Питер”, 2000. С. 60-103.
О биогенетическом подходе в возрастной психологии:
1. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е международное издание. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 41-56.
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 32-75.
О теориях научения в возрастной психологии:
1. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е международное издание. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 223-280.
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 122-161.
О психоаналитическом подходе к возрастной психологии:
1. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности: Пер. с англ. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
2. Дольто Ф. На стороне ребенка: Пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
3. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е международное издание. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 322-358 (теория З.Фрейда); 392-410 (теория М.С.Малер); 411-428 (Б.Беттельгейм об аутизме и Э.Шахтель о детских переживаниях).
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 76-93.
5. Фрейд А. Лекции по детскому психоанализу: Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002.
6. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1993.
О теориях привязанности
1. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е международное издание. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 70-95.
2. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 7-74.
3. Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П.Криттенден) // Вопр. психол. 1999. № 1. С. 105-116.
О психологии жизненного цикла:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 335-338 (“схема развития” Э.Коуэн).
2. Ассаджиоли Р. Самореализация и психологические потрясения // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 2000. С. 511-536.
3. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е международное издание. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 359-391 (теория Э.Эриксона); 429-444 (теория К.Г.Юнга).
4. Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 2000. С. 41-60.
5. Максимов М. Есть ли средства против кризисов? // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 2000. С. 324-356.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 93-120 (концепция Э.Эриксона).
7. Перри Дж. У. Духовные кризисы и обновление // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 2000. С. 495-510.
8. Юнг К.-Г. Жизненный рубеж // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 2000. С. 455-475.
О концепции Ж.Пиаже и развитии его идей:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 243-264.
2. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека // Психол. ж. 1999. № 3 (концепция Л.Колберга).
3. Инхельдер Б., Пиаже Ж. Психология ребенка. 18-е изд. СПб.: Питер, 2003.
4. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е международное издание. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 149-222.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 162-217.
6. Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. С. 195-200, 170-184.
7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды (Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология). М.: Институт практической психологии, 1994.
8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.: Пер. с фр. М.: Тривола, 1994.
9. Рубцов В.В. Предисловие к книге А.Н.Перре-Клермон “Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей” М.: Педагогика, 1991. С. 5-15.
10. Солсо Р.Л. Когнитивная психология: Пер. с англ. М.: Тривола, 1996. С. 386-398.
О школе Л.С.Выготского:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 264-284.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 129-138.
3. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Д.Б. Проблемы детской психологии и научное творчество Л.С.Выготского // Вопр. психол. 1988. № 3.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т 2. (мышление и речь). Т. 3. С. 5-314 (развитие высших психических функций).
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. С. 3-39 (проблема возраста).
6. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
7. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопр. психол. 1992. № 1.
8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж. 1997.
9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 215-233.
10. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. С.24-35.
11. Солсо Р.Л. Когнитивная психология: Пер. с англ. М.: Тривола, 1996. С. 399-404.
О современных концепциях в возрастной психологии:
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Моск. психолого-соц.ин-т; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2000.
2. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997.
3. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е международное издание. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 445-470 (теория развития языка А.Н.Хомского).
4. Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий // Вопр. психол. 2001. № 2. С. 3-21.
5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. С. 157-203.
7. Солсо Р.Л. Когнитивная психология: Пер. с англ. М.: Тривола, 1996. С. 404-417 (информационный подход к когнитивному развитию).
8. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние человека // Вопр. психол. 1998. № 1. С. 3-19.
9. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
Тема: “Факторы психического развития в онтогенезе”
Об общих факторах развития психики в онтогенезе:
1. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 121-126 (соотношение личности и типологических особенностей).
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. С. 360-365 (движущие силы развития личности).
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 119-168 (влияние родителей на формирование Я-концепции ребенка), 275-301 (школа и Я-концепция).
4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. С. 38-48 (внешние и внутренние факторы развития; созревание и обучение; значение беспомощности).
5. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопр. психол. 2001. № 3. С. 17-26.
6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. М., 1984. С. 47-52. (факторы и движущие силы психического развития).
7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом “Ноосфера”, 1999. С. 155-163 (родительское программирование и жизненные сценарии личности).
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. С. 50-58, 126-129 (исследование врожденных факторов интеллекта).
9. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 129-129 (целенаправленное управление развитием).
10. Кле М. Психология подростка (Психосексуальное развитие): Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. С. 109-132 (процесс социализации и его факторы).
11. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С. 19-31, 106-149 (социализация и ее институты; отношения со взрослыми и со сверстниками как источники социализации).
12. Крайг Г. Психология развития. Спб.: Издательство “Питер”, 2000. С. 110-149 (наследственность и среда).
13. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992. С. 14-19, 31-40 (врожденный темперамент и семейное воспитание).
14. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 228-232 (факторы интеллектуального развития).
15. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 107-113 (общение в онтогенезе).
16. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 135-152 (влияние половых и типологических различий на развитие), 171-244 (роль семьи и социального окружения в развитии ребенка).
17. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. С. 67-140 (проблема устойчивости темперамента в онтогенезе; “критические периоды” свойств темперамента).
18. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: РИПОЛ КЛАСИК, 2003. С. 31-94 (количество детей в семье и порядок рождения).
19. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 308-339 (семья как среда развития ребенка).
20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 271-288 (игра и развитие психики).
Об особых факторах, условиях и формах развития психики в онтогенезе:
1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках: Пер. с англ. СПб-Мн.: ЗАО “Диалог” - ИП “Лотаць”, 1997. С. 85-102 (спонтанное и направленное рисование в лечении детей с сексуальными и физическими травмами), 103-114 (рисуночный метод определения жестокого обращения с детьми), 115-139 (рисунки детей с серьезными соматическими заболеваниями), 179-199 (реабилитация психотического ребенка), 221-233 (реабилитация подростков, подвергшихся избиению).
2. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М., 1983.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1993. С. 125-137 (типы нарушений детско-родительских отношений).
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990.
5. Винарская Е.Н. Задержки и дисгармонии развития при воспитании детей методами силового принуждения. М., 1994.
6. Дробинская А.О. Школьные трудности “нестандартных” детей. М.: Школа-Пресс, 1999. - С. 114-119 (о причинах отклонений в развитии ребенка).
7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. С. 7-19, 94-108 (классификация нервных нарушений у детей; нарушенные семейные отношения и неправильное воспитание как причины невротизации ребенка).
8. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопр. психол. 1992. № 1.
9. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997. С. 200-240 (специфика межличностного общения подростков со взрослыми в закрытых воспитательных учреждениях).
10. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997. С. 85-102 (проявления акцентуаций характера подростков в процессе обучения).
11. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте: Пер. с чеш. Прага, 1984.
12. Лебединский В.В. Классификация психического дизонтогенеза // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития: Сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. СПб.: Питер, 2001. С. 250-257.
13. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
14. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 242-274 (дети с особыми потребностями в обучении).
15. Личко А.Е. Акцентуации характера как преморбидный тип // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития: Сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. Спб.: Питер, 2001. С. 302-333.
16. Матейчек З. Родители и дети: Пер. с чеш. М.: Просвещение, 1992. С. 8-66 (влияние качества семейных отношений на развитие ребенка; “опекунские семьи”).
17. Одаренные дети: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1991.
18. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.
19. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. С. 28-119 (основные понятия патопсихологии; дефекты развития; проблема нормы и абнормальности; развитие личности аномальных детей и подростков; отношения общества к аномальным людям; интеграция аномальных детей и подростков).
20. Психическое развитие воспитанников детского дома: Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. М., 1990.
21. Смрнова Е.О., Лагутина А.Е. Осознание своего опыта детьми в семье и детском доме // Вопр. психол. 1991. № 6. С. 30-37 (влияние условий развития на формирование личности детей-воспитанников детского дома).
22. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 5-18, 79-99 (этиология детских неврозов; особенности психического развития детей в преневротических состояниях).
23. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Мн.: Ильин В.П., 1996.
24. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 339-352 (одаренный ребенок в семье).
О современной специфике условий развития:
1. Екимова В.И. О нарушениях психического развития ребенка в условиях экологического неблагополучия // Журнал практического психолога. 1998. № 4. С. 18-23.
2. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 11-17 (возможности системы образования в развитии личности ребенка).
3. Мураяма С. Дети в школе в эпоху изобилия // Вопр. психол. 1994. № 6 (анализ влияния современных социо-экономических условий на развитие ребенка).
4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. С. 155-159 (ребенок и война).
5. Сафонова Т.Я., Фролова А.Д. Охрана здоровья детей // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития: Сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. СПб.: Питер, 2001. С. 55-63 (о современных тенденциях распространенности заболеваний детей и подростков).
6. Чеснокова Е.Н. Диалог с трудными подростками, или Педагогика Пауло Фрейра в России // Наш проблемный подросток: понять и договориться: Под ред. Л.А.Регуш. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Из-во “Союз”, 2001. С. 85-105 (педагогика, центрированная на личности учащегося, и ее развивающий потенциал).
7. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психол. 1992. № 3-4. С. 7-13.
Тема: “Развитие психики на разных стадиях онтогенеза”
О психическом развитии в пренатальный период:
1. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1998. С. 3-77.
2. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство “Питер”, 2000. С. 152-199 (пренатальное развитие и роды).
3. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель-Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 259-282.
О психическом развитии новорожденного и младенца:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 356-406.
2. Бауэр Т.Дж.Р. Психическое развитие младенца.: Пер. с англ. М., 1979.
3. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М., 1977. С. 288-301 (формирование схем поведения у младенцев).
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - Спб.: СОЮЗ, 1997. С. 40-101, 112-144.
5. Дельгадо Х. Мозг и сознание. М., 1971. С. 52-64 (развитие сознания у новорожденного).
6. Детская практическая психология: Учебник: Под ред. проф. Т.Д.Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. С. 58-65.
7. Карлсон Л. и др. Ребенок от 0 до 2 лет: развитие во взаимодействии с окружающими людьми.: Пер. с нем. М., 1983.
8. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство “Питер”, 2000. С. 206-252 (физическое развитие в младенчестве), 253-298 (когнитивное и языковое развитие в младенчестве), 299-345 (психосоциальное развитие в младенчестве).
9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 234-258.
10. Раттер М. Помощь трудным детям.: Пер. с англ. М., 1987. С. 82-90 (младенчество и первый год жизни).
11. Раншенбург Й., Поппер П. Секреты личности.: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1983. С. 11-29.
12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. С. 212-239.
О психическом развитии в раннем возрасте:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 407-420.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. С. 145-196.
3. Детская практическая психология: Учебник: Под ред. проф. Т.Д.Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. С. 65-69.
4. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986.
5. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. Ростов-н/Д., 1987. С.27-88 (овладение ребенком фонематической стороной речи).
6. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. М.: ТЦ “Сфера”, 1999. С. 12-21.
7. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство “Питер”, 2000. С. 350-406 (физическое и когнитивное развитие в раннем детстве), 407-453 (психосоциальное развитие в раннем детстве).
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 258-280.
9. Раттер М. Помощь трудным детям.: Пер. с англ. М., 1987. С. 91-97 (второй год жизни).
10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. С. 242-261.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 151-168 (возникновение игры в онтогенезе).
12. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С.Никольская и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 32-46 (формирование эмоциональной регуляции в раннем онтогенезе).
О психическом развитии в дошкольном возрасте:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 421-442.
2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 30-46 (психологические трудности дошкольника; проблема готовности к школьному обучению).
3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). М.: Педагогика, 1979.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. С. 197-211.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 123-128 (игра).
6. Детская практическая психология: Учебник: Под ред. проф. Т.Д.Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. С. 70-82.
7. Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей.: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1985. С. 3-69 (эгоцентризм мышления в дошкольном возрасте; усвоение языка в дошкольном возрасте; развитие мышления в дошкольном возрасте).
8. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Издательство “Институт практической психологии”; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 1998. С. 8-22 (“проблемные” дети).
9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 52-99 (развитие восприятия у дошкольников), 154-215 (развитие мышления у дошкольников). Т. 2. С. 5-233 (развитие произвольных движений).
10. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев: Наукова думка, 1971. С. 51-78 (волевое поведение дошкольников), 121-145 (особенности волевых усилий у дошкольников), 161-187 (волевая готовность к школьному обучению).
11. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. М.: ТЦ “Сфера”, 1999. С. 21-32.
12. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 281-319.
14. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1989. С. 66-77 (развитие символической функции у детей 6-7 лет).
15. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. С. 112-123 (формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации), 162-237 (формирование наглядно-образного мышления у дошкольников).
16. Раттер М. Помощь трудным детям.: Пер. с англ. М., 1987. С. 97-112.
17. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. С. 110-173 (межличностное восприятие и межличностное общение в группе детского сада).
18. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Педагогика, 1988. С. 169-210 (семиотическая функция как показатель готовности детей к школе).
19. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976. С. 83-121 (развитие речи).
20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. С. 262-270.
21. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 16-39 (закономерности развития личности ребенка; новообразования дошкольного возраста; развитие самостоятельности как приоритет воспитания дошкольника).
22. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. С. 6-17 (описание проблемы ЗПР).
23. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 169-270 (развитие игры в дошкольном возрасте).
24. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопр. психол. 1989. № 4. С. 34-41.
О психическом развитии в младшем школьном возрасте:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 443-475.
2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 46-62 (проблемы младшего школьного возраста).
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1981. С. 174-182 (воспитание памяти), 186-190 (воспитание воображения), 207-214 (воспитание мышления), 374-410 (обучение и развитие в школьном возрасте), 410-430 (развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте).
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. С. 163-213 (психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности).
5. Дробинская А.О. Школьные трудности “нестандартных” детей. М.: Школа-Пресс, 1999. С. 16-113 (трудности обучения, связанные с особыми вариантами развития детей), 120-133 (принципы коррекционно-развивающего обучения).
6. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.
7. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство “Питер”, 2000. С. 458-504 (физическое и когнитивное развитие в среднем детстве), 505-554 (психосоциальное развитие в среднем детстве).
8. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. М.: ТЦ “Сфера”, 1999. С. 34-58.
9. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 333-363 (взаимодействие учителя и учеников).
10. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Педагогика, 1976.
11. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990 (методы диагностики и развития мотивации учебной деятельности).
12. Матюхин М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 320-336.
14. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 2-е изд.
15. Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития. М.: Педагогика, 1986.
16. Раттер М. Помощь трудным детям.: Пер. с англ. М., 1987. С. 113-122.
17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. С. 273-281.
18. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Педагогика, 1974.
О психическом развитии в подростковом возрасте:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 476-505.
2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 40-220 (развитие мышления и образование понятий у подростков; развитие ВПФ у подростков; воображение и творчество подростка).
4. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. С. 42-60 (отрочество в жизненном цикле человека), 133-157 (становление идентичности в отрочестве).
5. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С. 32-68 (подростковый возраст как предмет изучения в возрастной психологии),69-105 (интеллектуальное и эмоциональное развитие; открытие “Я”), 186-212 (жизненная перспектива, выбор профессии, моральное сознание), 238-254 (девиации в подростковом возрасте).
6. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство “Питер”, 2000. С. 558-598 (физическое и когнитивное развитие в подростковом и юношеском возрасте), 599-643 (психосоциальное развитие в подростковом и юношеском возрасте).
7. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. М.: ТЦ “Сфера”, 1999. С. 59-89.
8. Кэмпбелл Р. Как любить своего подростка: Пер. с англ. СПб.: “Мирт”, 1998.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
10. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М., 1975.
11. Наш проблемный подросток. СПб.: Союз, 1998 (современные исследования подросткового возраста).
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 338-361.
13. Прихожан А.М. Отрочество // Практическая психология образования. М., 1994.
14. Раттер М. Помощь трудным детям.: Пер. с англ. М., 1987. С. 122-133.
15. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. С. 33-189 (биологические аспекты созревания и взросления; психологические аспекты взросления; психосоциальные аспекты взросления).
16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. С. 281-303.
17. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния и поведение подростков // Психология подростка (к 100-летию со дня рождения Н.Д.Левитова). Межвузовский сборник научных трудов. М.: 1993. С. 42-47 (о размывании границ подросткового возраста в связи с процессами акселерации).
18. Учителю и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г.Аракелова. М.: Педагогика, 1990.
19. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопр. психол. 1988. № 6.
О психическом развитии в юности:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 506-518.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 169-224 (Я-концепция в юности).
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. 3-е изд. С. 407-440.
4. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М.: Педагогика, 1986. С. 111-119 (конфликты в старшем школьном возрасте).
5. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. М.: ТЦ “Сфера”, 1999. С. 89-106.
6. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Педагогика, 1982.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. С. 303-316.
8. Толстых Н.Н. Ранняя юность // Практическая психология образования. М., 1997.
9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
О психическом развитии в молодости, зрелости, пожилом возрасте и старости:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 519-621.
2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом “Ноосфера”, 1999. С. 8-72, 78-96, 108-155 (периодизация взрослости; психология молодости, психология взрослости, психология старости; социально необходимый тип жизненных отношений; преодоление критических ситуаций; биографические кризисы; психическое здоровье в зрелости: проблема отношения к жизни).
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. 3-е изд. С. 442-463.
4. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство “Питер”, 2000. С. 647-690 (физическое и когнитивное развитие в ранней взрослости), 692-737 (психосоциальное развитие в ранней взрослости), 744-782 (физическое и когнитивное развитие в средней взрослости), 783-819 (психосоциальное развитие в средней взрослости), 826-861 (физическое и когнитивное развитие в поздней взрослости), 864-897 (психосоциальное развитие в поздней взрослости), 898-921 (смерть и умирание).
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. С. 320-351.
6. Шихи Г. Тайны жизненного цикла. Я уникален. Обновление // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 2000. С. 100-141, 357-454, 476-494.